Святині

 

Краткая историческая справка
о Спасо-Преображенском соборе
г.Чернигова

 

Спасо-Преображенский собор г.Чернигова является древнейшим каменным храмом на территории всей Украины, который сохранился до наших дней.

Храм заложен князем Черниговским и Тмутараканским Мстиславом после 1024 г. (вероятнее, в 1030-1032 гг.) по случаю победы над князем Ярославом Мудрым под Малым Лиственом. Именно с этого периода территория Черниговского княжества выросла до внушительных размеров: от Тмутаракани на юге до Стародубщины на севере, от Днепра на западе до …Москвы (!) на востоке.

Известно, что на момент смерти князя Мстислава в 1036 г. в основной части собор был построен на высоту около 4 метров (сколько может достать всадник рукой, стоя на коне). НО! Следуя элементарной логике, князя (по сути – правителя значительной части Руси и целого города, в частности) не могли похоронить в недостроенном храме посреди строительного мусора. Вероятнее всего, на тот момент один из пределов (ныне не сохранившихся) на момент смерти князя был уже готов и функционировал, как часовня. До недавнего времени считалось, что пределы были возведены в ХII веке, но в ходе последних археологических исследований в 2008 – 2013 гг. выяснилось, что пределы возводились одновременно с собором. Учитывая, что северный предел в домонгольскую эпоху использовался в качестве усыпальницы, есть все основания считать, что именно он к 1036 году уже был готов. Так что, учитывая тот факт, что именно первое богослужение является отправной точкой функционирования храма, констатируем, что в 1036 году Спасский собор уже был действующим.

Стоит напомнить, что собор св. Софии в Киеве в этот год еще только закладывался; как бы ни пытались столичные исследователи показать его древнее Спасского, эта информация действительности не соответствует. К тому моменту в Киеве функционировали Успенский собор (Десятинный) и церковь Спаса на Берестове (обе до наших дней не сохранились и были отстроены заново в более поздние периоды).

Примечательным еще можем назвать тот факт, что во время татаро-монгольского нашествия и сопровождающих его разграблений и разрушений Спасский собор не только выстоял, но и даже не был разрушен или сожжен! Те изменения, которые коснулись его облика, являются незначительными, а в основной части собор сохранил свой первозданный облик, который радовал глаз древнерусских людей и князей, горожан времен литовского владычества и польского засилья, мещан и паломников казацкой эпохи, ХIХ – ХХ веков, а также современных его прихожан и посетителей. Можем констатировать, что молитва в нем творится, за исключением перерывов во времена засилия униатства (1596 – 1650) и богоборческой советской власти (1920 – 1941; 1964 – 1990), со времен Руси: 983 года (2019 г.)!

За почти тысячелетнюю историю храма в его стенах молились выдающиеся святые земли русской и исторические личности. Также, сонм святых телесно покоится в самом храме и на его погосте.

Выдающимся для собора стал 1896 год, когда в его стенах происходила первая за почти двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви канонизация святителя Феодосия Черниговского и именно в Спасском соборе его мощи покоились до начала гонений на Церковь. Собор стал свидетелем чудес, происходивших от мощей святого Черниговского архипастыря, что в последствии и нашло свое отображение в акафисте святителю Феодосию.

Хранимый Богом Спасо-Преображенский собор выстоял и годину лихолетия, когда с 1941 по 1943 год Чернигов находился под оккупацией немецко-фашистских войск. В сентябре 1943 года во время боев за город он не пострадал (!): в то время, как Коллегиум и Успенский собор Елецкого монастыря были сожжены, а Борисоглебский собор, Вознесенская и Пятницкая церкви полностью разрушены, на Спасский собор не упала ни одна бомба!

К сожалению, до наших дней не сохранились древнерусские фресковые росписи собора (за исключением некоторых фрагментов и изображения святой Феклы), но в 1824 – 1825 годах собор был расписан замечательными картинами из Ветхого и Нового Заветов, а также был установлен новый иконостас, покрытый золотом и серебром. Примечательно, что, в свою очередь, купола собора были покрыты сусальным золотом только во второй половине ХХ века, ведь древнерусская традиция не предусматривала золочения куполов.

В наш непростой ХХI век собор продолжает функционировать, как православный храм, в котором вот уже почти тысячу лет ежедневно совершается важнейшее богослужение Православной Церкви – Божественная Литургия – на которой возносятся молитвы за нашу страну и народ, наш город и его жителей, а также за всех в вере почивших православных христиан.

 

Святые, в разное время похороненные в соборе или мощи чьих хранились / сохраняются в соборе:

  • Святитель Феодосий Черниговский;
  • Святые благоверные страстотерпцы князья Борис и Глеб;
  • Святые мученики князь Михаил и боярин Феодор;
  • Святой благоверный страстотерпец князь Игорь Черниговский и Киевский;
  • Святитель Константин, митрополит Киевский.

 

Святые, в разное время посещавшие собор или служившие в нем, видные деятели культуры и исторические личности, чьи имена связаны с собором:

  • Святой преподобный Антоний Печерский, основатель общежительного монастырского устава на Руси, комплекса Антониевых пещер в Чернигове и Любече, основатель Киево-Печерской Лавры;
  • Святой благоверный страстотерпец князь Игорь Черниговский и Киевский;
  • Святой равноапостольный князь Владимир Мономах;
  • Святорй преподобный Никола Святоша;
  • Святая преподобная Ефросиния Суздальская;
  • Святой преподобный Илья Муромец;
  • Святой преподобный Даниил Затворник, автор сказания «Хождение Даниила Затворника»;
  • Святитель Феодосий Черниговский;
  • Святитель Иоанн Максимович, архиепископ Черниговский, митрополит Тобольский, основатель Черниговского коллегиума – первого высшего учебного заведения на Левобережной Украине, стоявшего у истоков Черниговской духовной семинарии и современного Национального университета «Черниговский коллегиум»;
  • Святитель Димитрий Туптало, архиепископ Черниговский, митрополит Ростовский, автор Четьих-Миней – сборника житий святых;
  • Святитель Иоасаф, епископ Белгородский;
  • Святитель Филарет Черниговский;
  • Святой праведный Иоанн Кронштадский;
  • Святой мученик царь Николай II с семьей;
  • Преподобный Лаврентий Черниговский;
  • Князь Мстислав Удалой (Тмутараканский), основатель собора, первый известный черниговский князь;
  • Князь Святослав, автор «Изборника Святослава» – свода нравоучений, наставлений и афоризмов;
  • Князь Игорь Гориславович, герой сказания «Слово о полку Игореве»;
  • Полковник Мартин Небаба, возглавивший восстание черниговцев против поляков в поддержу Богдана Хмельницкого;
  • Архиепископ Лазарь Баранович, восстановивший православную Черниговскую епархию после засилия униатов;
  • Императрица Екатерина II Великая;
  • Митрополит Михаил (Десницкий), архиепископ черниговский, впоследствии – митрополит Санкт-Петербургский, председатель Святейшего Правительствующего Синода, автор росписей собора при восстановлении его после пожара 1750 г.;
  • Дмитрий Самоквасов, известный историк и археолог, исследователь черниговских курганов.

Составитель – иерей Сергий Малышко, священник Спасо-Преображенского собора, кандидат исторических наук, заместитель директора по учебной работе Черниговского филиала Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, доцент ЧФ НАРККиИ